Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) имеет давнюю и престижную историю. В настоящее время предприятие выделяется среди многих организаций, производящих и поставляющих автомобили, автобусы, силовые агрегаты и оборудование промышленного назначения. Кроме того, они известны своими легковыми автомобилями.
История ГАЗа
ГАЗ имеет богатое прошлое, которое принесло ему уважение в автомобильной отрасли. Помимо грузовых автомобилей, микроавтобусов и спецтехники, компания в настоящее время является лидером в производстве легковых автомобилей.
Начало ГАЗа
В 1932 году на Нижегородском автомобильном заводе им. Молотова, появился в результате соглашения между Ford Motor Company и Высшим экономическим советом СССР. Соглашение предусматривало оказание компанией Ford технической помощи Советскому Союзу в производстве легковых и грузовых автомобилей. Для выполнения своих обязательств Ford предоставил две модели: Ford-AA и Ford-A. В результате 1 января 1932 года завод открылся, а через месяц был выпущен первый грузовик ГАЗ АА. Наконец, в декабре модельный ряд был расширен за счет выпуска пятиместного легкового автомобиля модели А.
Начало истории: 1932–1936
Автомобильный завод ГАЗ (Нижний Новгород) выпустил первый автобус в 1933 году. Это был ГАЗ-03–30, рассчитанный на одновременное размещение 17 пассажиров. Он имел деревянный каркас, усиленный деревометаллической обшивкой. Несмотря на деликатность конструкции, этот автобус стал самым массовым как в довоенное, так и в первое послевоенное время.
100-тысячный ГАЗ-А
Через два года после открытия производства Горьковский автомобильный завод с гордостью выпустил 100-тысячную модель ГАЗ-А. 17 апреля 1935 года стало датой этого памятного события, зафиксированного в Музее истории ГАЗа. Согласно пятилетнему соглашению с американской стороной, она должна была оказывать техническую поддержку отечественному производителю. Модель 1933 года была признана непригодной для СССР, поэтому ее доработали и адаптировали для советских граждан. В частности, поперечная рессорная подвеска была заменена на две пары продольных рессор, а мощность 4-цилиндрового двигателя увеличена на 50 л. с.
Популярность автомобиля ГАЗ-М-1
Четырехдверный автомобиль-седан ГАЗ-М-1, известный в народе как «Эмка», стал известным автомобилем в довоенном государстве. Он имел множество модификаций, таких как фаэтон с полным приводом и внедорожник с закрытым кузовом седан. Этот автомобиль был самым востребованным в свое время.
ГАЗ-64: Военный ресурс
В годы Великой Отечественной войны был налажен выпуск армейского внедорожника ГАЗ-64. Он был оснащен полным приводом, что значительно повысило его проходимость. Он стал основным средством передвижения солдат, а предсерийный экземпляр появился в 1941 году.
Преимущества ГАЗ-64
ГАЗ-64 имел ряд преимуществ для солдат. Отсутствие дверей позволяло быстро покинуть автомобиль, а укороченная база (755 мм) исключала необходимость в карданном вале.
Производство ГАЗ-64: 1941–1943 гг.
Горьковский завод выпускал не только военную технику, но и танки. По имеющимся данным, была создана коллекция плавающих танков Т-38, всего 35 единиц. После испытания этих танков в бою был разработан их усовершенствованный вариант, получивший название «Танк Молотова». Несмотря на интенсивную работу над проектом, осенью 1941 года было решено прекратить его разработку.
Завод ГАЗ в годы войны
В связи с началом войны ГАЗу пришлось скорректировать свои планы и направить ресурсы на удовлетворение военных потребностей. В результате основным направлением стало производство танков. В октябре был представлен Т-60, а вскоре на вооружение стал поступать усиленный и бронированный танк Т-70. В декабре 1942 года появился танк Т-80 с двухместной башней. Кроме того, завод выпускал самоходные артиллерийские установки, СУ-76, двигатели, минометы.
Бронеавтомобиль БА-64
Невозможно не вспомнить сошедший с конвейера в 1942 году бронеавтомобиль БА-64, в основу конструкции которого была положена модель ГАЗ-64. Его создатель В. А. Грачев был удостоен Сталинской премии. В следующем году ГАЗ выпустил военный автомобиль повышенной проходимости — ГАЗ-67Б. Во время войны завод часто подвергался нападениям с обеих сторон конфликта, его стены неоднократно обстреливались. Большая часть помещений была сильно повреждена, но 35 тыс. человек работали по двадцать часов в сутки, чтобы восстановить его всего за 100 дней. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы вернуться к прежним темпам производства, поэтому выпуск автомобиля ГАЗ-ААА был прекращен, а выпуск БА-64 и некоторых других моделей временно приостановлен. Государство признало труд людей на заводе, и он был награжден орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.
Стратегия послевоенного развития
После войны ГАЗу пришлось определять новый подход к развитию. Руководство решило расширить ассортимент продукции, в результате чего в 1946 году был выпущен ГАЗ М-20 «Победа», затем снегоход, а затем грузовик ГАЗ-51 грузоподъемностью до 2,5 т. Автомобиль ГАЗ-69 выпускался с 1952 по 1972 год.
Рабочий
Через два года после выпуска своей первой модели производитель выпустил новый ГАЗ-63. Еще через год была выпущена модель, известная как «Рабочий». Она была доступна для приобретения с 1953 по 1956 год и впоследствии была передана на завод УАЗ. Не стоит недооценивать ее влияние на мировую автомобильную промышленность, ведь многие ее модификации были выпущены и отправлены в 56 стран мира, а Румыния и Северная Корея даже сумели получить документацию на ее сборку.
- Зимний выпуск: 1948–1960 гг.
В 1950 г. дебютировал всемирно известный ZIM с 6-местным салоном. Этот седан имел длину 5530 мм и колесную базу, которая могла быть увеличена до 3200 мм, что делало его салон просторным и идеальным для высокопоставленных чиновников и партийной элиты. Привилегия обладания этим автомобилем была доступна лишь немногим.
Выпуск ZIM стал первой моделью с шестиместной трехрядной посадочной конфигурацией — инновация, не имеющая аналогов ни в одном другом автомобиле. Похвалы заслуживают и инженеры, разработавшие гидромеханическую трансмиссию, которая обеспечивала плавный старт.
ГАЗ-21 «Волга
Поскольку дизайн «Победы» уже устаревал, в 1956 году на рынок был выпущен автомобиль ГАЗ-21 «Волга». Этот автомобиль вскоре стал любимым для нескольких поколений. Двигатель ГАЗ «Волга» имел клиновидную камеру сгорания и развивал мощность 70 л. с., а максимальная скорость составляла 130 км/ч. Вскоре появились модификации кузова автомобиля, и началось его производство на экспорт. Волгой пополнился и парк автомобилей скорой помощи.
- ГАЗ-13: 1959–1981 ГГ.
Новый фаворит
В конце 1950-х годов ГАЗ выпустил «Чайку», рассчитанную на семь мест. В ее дизайне прослеживались американские каноны, а технические возможности были достаточно высоки. К ним относились V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 195 л. с., гидроусилитель руля, 4-камерный карбюратор и гидромеханическая коробка передач. Кроме того, автомобиль был оснащен такими необычными для автомобилей того времени функциями, как электрические стеклоподъемники, набор кнопок, омыватель лобового стекла, радио и противотуманные фары. Автомобиль выпускался в кузовах лимузин и кабриолет.
ГАЗ-2102 Производство: 1981–2009
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) был удостоен Гран-при за автомобили «Волга», «Чайка» и ГАЗ-52 (грузовой). В том же году И. И. Киселев возглавил предприятие и занимал эту должность в течение 25 лет. Под его руководством были созданы специализированные заводы, позволившие ГАЗу стать одним из самых успешных производственных предприятий своего времени.
Гигантский скачок вперед
За время его работы был совершен гигантский скачок вперед. Были достигнуты огромные успехи в производстве грузовых автомобилей. В результате с конвейера завода сошли такие знаковые модели ГАЗа, как 52, 53А и 66. Модель 66 выделяется своими превосходными техническими характеристиками. Большой прорыв в мощности произошел с выпуском ГАЗ-24 в 1970 году. Этот седан оснащался 98-сильным двигателем, позволявшим «Волге» развивать скорость до 140 км/ч. Кроме того, автомобиль обладал вместительным багажником, просторным салоном и комфортным управлением.
Модернизация автомобиля ГАЗ-14 «Чайка»
Чтобы идти в ногу со временем, к концу 1979 года руководство вложило средства в модернизацию ГАЗ-14 «Чайка». Он по-прежнему имел привычную семиместную компоновку, но приобрел новые технические характеристики. V-образный 8-цилиндровый двигатель развивал мощность 220 л. с., что позволило увеличить максимальную скорость автомобиля до 175 км/ч. В 1980 году был разработан четырехцилиндровый двигатель нового поколения — ЗМЗ-406. Он стал основным для автомобилей ГАЗ и УАЗ, со временем трансформировавшись в ЗМЗ-409, устанавливаемый на современные модели.
Иная перспектива для ГАЗа
Перед ГАЗом открывается новая перспектива — стать лидером в производстве автомобилей с дизельным двигателем. Руководство не готово упустить такой шанс, и в 1984 году на автомобиль ГАЗ-4301 устанавливается дизельный двигатель и система воздушного охлаждения.
ГАЗ-3102
Несколько слов следует сказать о начале серийного производства ГАЗ-3102. Эта модель отличается новым интерьером, прочным экстерьером, современной приборной панелью и эффективной тормозной системой. Именно эта модель долгие годы использовалась в качестве официального автомобиля советской номенклатуры.
Постсоветское лидерство и производство автомобилей
После распада Советского Союза пост президента организации занял Н. А. Пугин занял пост президента, изменив статус организации. В 1992 году она стала называться ОАО «ГАЗ», а ее основным направлением стало производство легковых автомобилей. Так, был создан автомобиль ГАЗ-31029 с новой конструкцией и доработанной в соответствии с основными задачами.
Появление грузовой Газели
В 1994 году на рынок вышел малотоннажный автомобиль «Газель». За прошедшие годы он стал краеугольным камнем всего семейства и не имеет аналогов на всем пространстве СНГ. Особенно успешным он был в течение первых 11 лет производства. Тем не менее, ГАЗ не отказался от культовой «Волги», решив в 1997 году провести ее модернизацию. Для этого была получена лицензия австрийской фирмы Steyr, которая позволила выпускать дизельные двигатели для грузовых и легковых автомобилей, а также микроавтобусов.
Кардинальные перемены в истории ГАЗа
В 2000 году в истории автомобилей «ГАЗ» произошли серьезные изменения. За ревизию отвечал «Базовый элемент», а сама компания была переведена в холдинг «РусПромАвто». Через пять лет он был преобразован в «Группу ГАЗ». Это было улучшение бизнеса, так как нынешнее руководство взялось за реструктуризацию организации. Основные ресурсы были направлены на производство коммерческих автомобилей, моделей Е-класса и двигателей ЗМЗ.
Попытка «Группы ГАЗ» расшириться
Группа «ГАЗ» предприняла попытку расширить сферу своего влияния, приобретя английскую компанию LDV Group, создателя фургонов Maxus. Однако производство фургонов и микроавтобусов из британских комплектов оказалось безрезультатным, и проект был прекращен всего через год (2008–2009 гг.), не считая начального этапа создания.
Кроме того, в 2008 году ГАЗ предпринял попытку возродить бренд «Волга», создав модель «Волга Сайбер». К сожалению, через два года эта модель была снята с производства из-за отсутствия спроса. До этого было начато производство ГАЗ-31105, которое прекратилось в 2009 году.
Переломный момент в 2010 году
Когда отечественный производитель Daimler объединил усилия по выпуску Mercedes-Benz Sprinter, началась совершенно новая эра. Вскоре после этого был выпущен автомобиль «Газель Бизнес», и быстро стало ясно, что его ждет успех. Чтобы не отставать от спроса, вместе с газобаллонным оборудованием был внедрен двигатель ЗМЗ.
Volkswagen Group и ГАЗ: история успеха
В 2011 году в результате альянса General Motors и Volkswagen Group была налажена сборка нового поколения Chevrolet Aveo. Это соглашение открыло путь к производству на ГАЗе целого ряда моделей, таких как Yeti, Octavia и Jetta. Мощность завода была установлена на уровне 110 тыс. автомобилей в год. Через четыре года на смену модели 3309 пришел Газон Next пятого поколения. Этот автомобиль отличался вместительной, эргономичной кабиной, которая во многом повторяла Газель Next. Под капотом автомобиля располагался либо дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 153 л. с. и объемом 3,7 л, либо ЯМЗ-5344–20 объемом 4,4 л и мощностью 149 л. с. Сегодня на российском рынке представлено множество автомобилей бизнес-класса, среди которых популярный «Соболь 4×4», также известный как «Баргузин», оснащенный аналогичными двигателями.
Комментарии закрыты.