Все большее число автомобилей оснащается системами климат-контроля, которые отличаются от обычных кондиционеров. Климат-контроль позволяет регулировать такие параметры, как влажность, температура, интенсивность солнечного излучения, уровень углекислого газа и др. Он также регулирует поток воздуха, скорость вращения вентилятора и даже устраняет запотевание стекол. Что же еще делает климат-контроль и чем он отличается от кондиционирования?
Климат-контроль
Климат-контроль — это установка, обеспечивающая приятную температуру и уровень влажности в автомобиле. Она не просто охлаждает или нагревает воздух, но и поддерживает постоянную температуру. Помимо обеспечения комфорта, климатические системы помогают избавиться от наледи, инея и конденсата на стеклах. Кроме того, они работают в комплексе с другими настройками.
Управление направлением
Угол наклона дефлектора используется для определения направления потока. Это позволяет изменить направление основного воздушного потока, например, в сторону ног или середины салона.
Скорость
В настройках вентилятора можно регулировать скорость воздушного потока. Она может задаваться вручную или автоматически регулироваться компьютером.
Рециркуляция
В этом режиме используется воздух, находящийся в салоне. Это особенно удобно в пробке или туннеле, чтобы выхлопные газы впереди идущего автомобиля не попадали в салон. С помощью рециркуляции можно быстро прогреть или охладить салон.
Климат-контроль
Климат-контроль — это система, объединяющая отопитель, вентилятор и кондиционер, управляемая компьютером или электронным блоком управления (ЭБУ). Эта система предназначена для регулирования температуры и очистки воздуха от пыльцы, пыли и других частиц. Кроме того, в некоторых моделях предусмотрена возможность ионизации воздуха. В моделях премиум-класса часто предусмотрена возможность ароматизации салона, что делает обстановку более приятной для пассажиров.
Для создания оптимального алгоритма работы ЭБУ учитывает множество факторов, включая погоду за окном, интенсивность солнечного света, качество воздуха и т. д.
Климат-контроль
Регулирование климата в ручном и автоматическом режиме осуществляется нажатием кнопки «AUTO». При этом система будет регулировать настройки в соответствии с предпочтениями водителя и внешними условиями. Даже при ручном управлении часть настроек останется в руках компьютера. По сути, функционирование климатической установки происходит следующим образом:
Температурные предпочтения водителя
Водитель может выбрать желаемую температуру. Затем электроника просматривает данные с термодатчиков и сверяет их с заданными параметрами. Если температура слишком высока или слишком низка, система распределяет горячий и холодный воздух в нужных пропорциях. Для быстрого достижения заданной температуры климат-контроль включает вентилятор с соответствующей скоростью. Кроме того, при необходимости компьютер может инициировать рециркуляцию.
Контроль температуры
При приближении температуры к заданной компьютером точке скорость обдува снижается.
Климат-контроль и кондиционер: Различия
При использовании кондиционера водитель задает желаемую температуру воздуха, и на этом все заканчивается. Это приводит к необходимости постоянно следить за температурой и регулярно корректировать настройки. Климат-контроль позволяет водителю задать температуру и поддерживать ее без постоянного участия водителя.
Отличия
Кондиционеры и системы климат-контроля имеют ряд существенных различий. Одно из основных различий заключается в способе обработки воздуха. Кондиционер осушает и охлаждает воздух, в то время как система климат-контроля разделяет воздух на два потока — один направляется к нагревателю, другой — к кондиционеру — и затем смешивает их в различных пропорциях в соответствии с заданными настройками.
Еще одним ключевым отличием является система управления. Климат-контроль управляется электроникой, что позволяет ему определять оптимальную работу заслонок, вентиляторов и других систем. Например, при запуске автомобиля в холодную погоду компьютер направит больший поток теплого воздуха на лобовое стекло.
Виды климат-контроля
В настоящее время большинство автомобилей поставляется с уже установленными кондиционерами, и даже в стартовых комплектациях климат-контроль обычно предлагается в качестве дополнительной опции или в более дорогих моделях. Соответственно, установка автоматизированной системы повышает общую стоимость автомобиля.
Регулировка температуры и скорости обдува
Системы климат-контроля позволяют настраивать температуру и скорость обдува в каждой зоне автомобиля. Для этого каждая зона оснащается собственным датчиком. Количество зон определяет тип климат-контроля, который может быть:
Однозонные системы кондиционирования воздуха
Системы этого типа предназначены для обслуживания одной зоны или всего салона автомобиля. Воздушные потоки направляются в ноги, на центральные вентиляционные сопла, боковые окна и лобовое стекло.
Двухзонные системы кондиционирования
Этот тип систем имеет два регулятора температуры — для водителя и пассажира. Регуляторы устанавливаются на противоположных сторонах приборной панели, и каждый из них используется для установки индивидуальных значений температуры. При желании водитель и пассажир могут синхронизировать свои настройки.
Две зоны против трех и четырех зон
Большинство автомобилей, представленных на рынке, оборудованы двумя зонами климат-контроля — для передних и задних пассажиров. При трехзонной системе дополнительная зона климат-контроля добавляется в задней части автомобиля, а блок управления обычно располагается в центре, чтобы пассажиры второго ряда могли самостоятельно регулировать температуру.
Для еще большей роскоши предлагаются четырехзонные системы, включающие две зоны климат-контроля спереди и две сзади. Такие системы обычно предлагаются только в моделях премиум-класса.
Использование климат-контроля
Климат-контроль обычно располагается на центральной консоли. Обычно его можно узнать по цифровому дисплею, отражающему температуру от 16 до 30 °C, а также по кнопке «AUTO» (в некоторых моделях она отсутствует). В более дорогих моделях может присутствовать полностью сенсорное управление, но чаще всего для регулировки настроек используются поворотные переключатели («крутилки»). Что касается управления системой (включение/выключение), то здесь особых отличий нет, обычно оно осуществляется следующими способами:
Шаги по включению кондиционера
-
Нажмите кнопку «ON/OFF» на панели управления (или по специальному указателю).
-
При необходимости включите кондиционер («A/C»).
-
Регулируйте желаемую температуру — точное значение будет видно на мониторе.
-
При необходимости включите функцию AUTO для автоматического управления.
-
Регулируйте поток воздуха и его скорость.
-
Если система оснащена дополнительными возможностями — ионизацией или парфюмерией,— выберите их при необходимости.
Работающий климат-контроль
Ограничений на эксплуатацию климат-контроля нет. Однако в руководстве по эксплуатации автомобиля обычно рекомендуется:
При закрытых окнах.
При закрытых окнах и длительном нахождении автомобиля в режиме рециркуляции воздуха поступление свежего воздуха в салон прекращается. Это может привести к сонливости водителя и снижению его внимания.
Зима и осень
В зимние и осенние месяцы обязательно очищайте воздухозаборник перед ветровым стеклом от снега и листьев. Не помещайте посторонние предметы перед датчиками в салоне.
Быстрый прогрев
Для быстрого прогрева салона в холодное время года установите максимальную температуру и расход воздуха при включенной рециркуляции.
Работа климат-контроля в летний период
Чтобы избавиться от обледенения лобового стекла, можно воспользоваться специальной настройкой. Обычно для этого на панели управления нажимается кнопка с надписью MAX или MAX DEFROST.
Для быстрого охлаждения процесс аналогичен прогреву, только устанавливается самая низкая температура.
Климат-контроль — плюсы и минусы
Чтобы окна не запотевали, лучше всего использовать кондиционер с режимом рециркуляции. Желательно установить температуру воздуха выше внешней.
Преимущества.
-
Точная регулировка микроклимата в салоне без каких-либо ручных изменений.
-
Внимание водителя не отвлекается от дороги.
Преимущества
— Разделение воздушных потоков на зоны и многофункциональность — это способствует более эффективному распределению воздуха и снижению количества энергии, расходуемой на обогрев, что приводит к уменьшению расхода топлива.
Недостатки
— Даже если климат-контроль относительно прост в управлении, набор кнопок и регуляторов может поначалу сбить с толку.
Преимущества для перекупщиков
— При продаже автомобиля наличие климат-контроля может повысить его стоимость.
Возможный пересказ
Если в обычном кондиционере что-то не работает, то, скорее всего, нужно чинить либо компрессор, либо конденсатор. Если же в климат-контроле неисправны важнейшие электронные элементы или датчики, то нужно быть готовым выложить немалые деньги. Как правило, кондиционер входит в базовую комплектацию автомобиля, поэтому пока за климат-контроль придется доплачивать — как за дополнительную или более дорогостоящую вещь.
Комментарии закрыты.