Побочные продукты сгорания масла и несгоревшие остатки топлива могут привести к выработке поршневых колец, ускоренному износу цилиндро-поршневой группы, повышенному расходу масла и множеству других проблем. Мы обсудим, когда и как проводить коксование двигателя, и ответим на вопрос, всегда ли эта процедура полезна.
Коксование двигателя — процедура тщательной очистки
Коксование двигателя — это метод глубокой очистки деталей двигателя от нагара, шлама и других отложений, которые образуются на внутренних поверхностях устройства в результате длительной работы при максимальной нагрузке с низкими оборотами.
В этих условиях повышается вероятность детонации топливно-воздушной смеси и ее неполного сгорания. Поэтому коксование двигателя является выгодной процедурой, так как устраняет эти риски.
Детали двигателя подвержены воздействию нагара
Тепло, выделяемое двигателем, приводит к повреждению масла и несгоревшего топлива, что приводит к образованию нагара на поршнях, кольцах и клапанах. Этот налет ограничивает подвижность поршневых колец, снижая компрессию в двигателе. В результате кольца перестают плотно прилегать к стенкам цилиндра и не могут выполнять свои функции.
Коксование двигателя
Процедура коксования двигателя чревата различными последствиями: от затрудненного запуска двигателя до потери мощности, повышенного расхода масла и износа. К счастью, этот процесс может быть использован для смягчения негативных последствий и физического удаления повреждающих отложений с внутренних деталей двигателя. Процесс коксования можно провести самостоятельно или прибегнуть к услугам профессионала. Для этого необходимы различные химические составы, в том числе растворители и сильнодействующие растворители, многие из которых позволяют проводить коксование без разборки двигателя. Это полезно и для профилактики.
Когда необходимо проводить раскоксовку?
Три компонента являются ключевыми в работе двигателя: легкость перемещения поршневых колец, чистота камер сгорания и герметичность клапанов. В свежем двигателе эти компоненты находятся в хорошем состоянии.
Однако по мере накопления нагара в цилиндрах это существенно сказывается на работе двигателя. Следовательно, необходимо провести раскоксовку.
Поршневые кольца теряют подвижность и теплоотдачу
Поршневые кольца отвечают за сжатие и удаление остатков масла со стенок цилиндра. Накапливаясь, кокс снижает подвижность колец и нарушает теплопередачу от колец к стенкам цилиндра. Это приводит к повышению температуры поршневых колец. Масло, не удаленное со стенок в результате недостаточной подвижности колец, активно сгорает, что приводит к дальнейшему закоксовыванию двигателя и детонации в камерах сгорания.
Прислушайтесь к предупреждающим сигналам
Когда двигатель начинает засоряться нагаром, скорее всего, вы заметите определенные признаки. Поршни с сильно залегшими кольцами приведут к поднятию стенок цилиндров, а клапаны, забитые нагаром, будут перегреваться и выходить из строя. Впускные и выпускные каналы будут забиты грязью, а кислородные датчики и каталитические нейтрализаторы будут испытывать нагрузку.
Примите меры немедленно
Если не принять меры по очистке двигателя от нагара, то вскоре потребуется его капитальный ремонт или даже полная замена. Вот почему так важно принять профилактические меры и промыть двигатель до того, как углеродистые отложения станут слишком серьезной проблемой. Предупреждающими признаками того, что пора промыть двигатель, могут быть следующие:
Сохранение здоровья двигателя
По наблюдениям специалистов, на большинстве современных двигателей после 100–150 тыс. км пробега образуется толстый слой углеродистых отложений. Для предотвращения проблем в будущем рекомендуется проводить профилактическую очистку от этих отложений через каждые 30–50 тыс. км. Таким образом, можно смыть нагар, не прибегая к механическим средствам, которые могут понадобиться, если подождать, пока двигатель наберет больший пробег. Большинство людей вспоминают об очистке от нагара, когда уже сталкиваются с проблемами.
Признаки сильного закоксовывания двигателя
— Повышенный расход масла; — Синий дым в выхлопной трубе; — Большое содержание черного нагара в выхлопных газах; — Снижение мощности двигателя; — Плохая реакция на педаль газа; — Ненадежный запуск двигателя; — повышенный расход топлива.
Когда стоит задуматься о раскоксовке двигателя
Коксование двигателя целесообразно в двух случаях:
-
Для профилактики, чтобы уменьшить слой кокса в камерах сгорания и продлить срок службы.
-
Если очевидно, что сильное коксование приводит к неправильной работе двигателя и усилению паров масла.
Поможет ли декоксование?
Единственный способ выяснить, поможет ли раскоксовка,— это провести тщательную диагностику, например:
- Видеоэндоскопия цилиндров для измерения износа цилиндро-поршневой группы.
- Измерение компрессии для проверки состояния колец.
- Осмотр системы вентиляции картера для выявления отложений и масла.
- Осмотр элементов масляной системы для выявления отложений.
Раскоксовка двигателя
Для успешной раскоксовки двигателя без его демонтажа можно использовать несколько традиционных и современных методов. Для выполнения этой задачи необходимы такие предметы, как химическое средство для промывки, домкрат, гаечный ключ и немного свободного времени. Для выполнения работы необходимо обеспечить контакт химического вещества с деталями, покрытыми нагаром.
Древнее, но непродуктивное: Обработка керосином
Устаревшей, но малоэффективной процедурой очистки цилиндров является их промывка смесью керосина и бензина. Для этого необходимо прогреть двигатель автомобиля, после чего выкрутить свечи зажигания и добавить в каждый цилиндр небольшое количество керосина и бензина. Затем свечи зажигания вкручиваются обратно, создавая эффект «паровой бани». Поддомкратив одно из ведущих колес, коленчатый вал время от времени слегка проворачивают, чтобы смесь достигла поршневых колец. На автомобиле с механической коробкой передач это можно сделать, включив четвертую, пятую или шестую передачу и вручную поворачивая двигатель колесом. Свечи зажигания при этом должны быть вывернуты. После удержания смеси в цилиндрах двигатель запускается стартером: отделившийся нагар вместе с остатками смеси сгорает и выбрасывается через выхлопную трубу.
Очистка растворителем или пеной
Очистка камеры сгорания двигателя может производиться с помощью растворителя, представляющего собой смесь различных углеводородов с незначительным содержанием нафтенов, парафинов и ненасыщенных циклических углеводородов. Эта жидкость используется для растворения всевозможных масел, битумов, каучуков и других химических элементов. Растворитель является основным компонентом, используемым для создания большинства высококачественных автомобильных продуктов, продаваемых в автомобильных магазинах.
Коксование на основе растворителей
Коксование на основе растворителя гораздо эффективнее для удаления нагара из камер сгорания по сравнению с керосином. Его легко использовать, достаточно следовать инструкциям по промывке. Более того, обычный растворитель из местного хозяйственного магазина может справиться с задачей не хуже, чем профессиональные промывки, а стоит гораздо дешевле.
Димексид
Один из самых экстремальных, но эффективных способов коксации — димексид. Это обезболивающий и противовоспалительный препарат, который свободно продается в аптеках. Он способен очищать всевозможные детали двигателя, в том числе и те, на которых имеются труднорастворимые нагары.
Против димексида
Димексид может растворять не только углеродистые отложения, но и краску, а также наносить вред пластмассам. Риск того, что краска отслоится от поддона картера и заблокирует сетку масляного насоса, а также масляные каналы, вполне реален. Поэтому лучше использовать Dimexide только при разобранном двигателе.
Очистка двигателя через масляную систему
Вместо того чтобы вводить активные химические вещества непосредственно в цилиндры, альтернативным способом очистки двигателя является заливка их в моторное масло. Масло, содержащее чистящие вещества, циркулирует по масляной системе, очищая все поверхности, с которыми оно соприкасается,— масляные каналы, маслосъемные и частичные компрессионные кольца, дренаж поршней.
Этот метод раскоксовки особенно полезен в двигателях с ограниченным доступом к цилиндрам, а также при наличии большого количества остатков в масляной системе.
Добавление активной химии в топливо или во впуск
При использовании этой системы впуска в топливо или во впускной тракт добавляется активная химия, позволяющая декарбонизировать днища поршней, компрессионные кольца, клапаны и верхнюю часть камер сгорания. К сожалению, маслосъемные кольца обычно не затрагиваются, так как процесс коксования остается практически нетронутым.
В последнее время все большую популярность приобретает метод водородной очистки. Хотя твердый углерод при подаче водорода и кислорода в двигатель внутреннего сгорания переходит в газообразное состояние, разрушить залегшие кольца с помощью этой процедуры достаточно сложно.
Такой подход наиболее подходит просто для поддержания компрессии и чистоты инжектора на нормальном уровне.
Стоимость процесса раскоксовки двигателя
Окончательная стоимость процесса раскоксовки двигателя во многом зависит от выбранного подхода и используемого вещества. Если делать это самостоятельно, то стоимость составит около 1–7 тыс. руб. Для специалиста, выполняющего раскоксовку с помощью инструмента для мастерских, стоимость составит примерно 3–4 тыс. руб. Тем не менее, следует обратить внимание на одну деталь.
Для предотвращения повреждений проводите коксование перед техническим обслуживанием
Мы настоятельно рекомендуем проводить кокирование непосредственно перед техническим обслуживанием, таким как замена моторного масла, масляного фильтра и, желательно, свечей зажигания. Несоблюдение этого требования может привести к тому, что растворенные в масле активные элементы и углерод будут циркулировать по масляной системе, что приведет к серьезным повреждениям деталей двигателя. В действительности эффект от коксования будет гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Поможет ли раскоксовка двигателя?
В некоторых случаях правильное и своевременное раскоксовывание двигателя позволяет восстановить его прежнюю мощность и увеличить срок службы. Однако чаще всего этот метод не дает оптимистичных результатов. Эффективность зависит от различных аспектов: от способа очистки и применяемых препаратов до конкретных условий, конструкции оборудования и степени его износа. Как правило, удается повысить компрессию, но не победить масляную горелку: для этого недостаточно очистить маслосъемные кольца и дренажные отверстия в поршнях.
Не рискуйте повредить двигатель
Необходимо знать, что коксование может нанести существенный вред двигателю, особенно при использовании димексида. Ряд составов проявляет агрессивность по отношению к покрытиям поршней, маслу и уплотнениям. Перед очисткой необходимо ознакомиться с инструкцией по применению. Игнорировать их можно на свой страх и риск, но только при наличии соответствующего опыта и знаний. Отслоившийся кокс может повредить зеркало цилиндра или оказаться под клапаном. Многие специалисты не советуют использовать чудодейственные средства для устранения трещин в двигателе. Гораздо разумнее отдать его на полное обслуживание профессионалам — это гораздо эффективнее и гарантирует положительный результат.