Каждый автомобилист должен знать правильное давление в шинах своего автомобиля. Таблицу с принятыми значениями можно легко найти в автомобиле. Обычно она находится либо в двери, либо на крышке бензобака. Часто давление в шинах проверяется только при сезонной замене шин, но необходимо следить за ним чаще, так как давление может колебаться. Мы расскажем о том, каким должно быть стандартное давление в шинах зимой и летом, как правильно его измерять и что произойдет, если шины будут накачаны неправильно.
Измерение давления в шинах автомобилей
Для точного измерения давления газа или жидкости необходимы манометры. Эти приборы бывают разных типов и используются во многих видах пневматических и гидравлических систем. Применительно к автомобильным шинам существуют две основные категории манометров: те, которые отображают данные в цифровом виде, и те, которые отображают их в аналоговом виде.
Аналоговый манометр
Круглый манометр со стрелкой является классическим примером аналогового прибора. Указатель соединен с трубкой или мембраной, чувствительной к давлению. При увеличении давления воздуха трубка или мембрана растягивается, что приводит к перемещению указателя. По окончании измерения стрелка возвращается в исходное положение под действием пружины или при нажатии кнопки.
Преимущества цифровых манометров
Эти приборы оснащены жидкокристаллическим дисплеем (ЖК-дисплеем), который точно отображает измеряемое давление. Как правило, они основаны на мембране, и хотя оба типа приборов являются точными, цифровой тип обычно имеет меньшую погрешность. Кроме того, показания цифрового прибора легче считываются.
Сильные стороны стрелочных манометров
Аналоговые манометры занимают первое место по надежности и долговечности. Они не требуют батареек и лучше приспособлены для работы в тяжелых условиях.
Современные автомобили оснащаются мониторами давления
Современные автомобили часто оснащаются датчиками давления, устанавливаемыми непосредственно на заводе. В этом случае датчики устанавливаются на каждое колесо, передают данные без проводов и предоставляют водителю показания давления в шинах в режиме реального времени в специальном разделе бортового компьютера автомобиля. Все, что требуется от водителя,— это ознакомиться с техническими характеристиками производителя.
Современный рынок автомобильной электроники
Взамен типовых производители предлагают целый ряд нестандартизированных систем. Они состоят из манометров для каждого колеса, передающих показания на отдельный приемник. Обычно он представляет собой небольшую «коробочку» с ЖК-дисплеем, на котором отображаются данные по каждому колесу. Питание устройства осуществляется от электросети автомобиля — либо от USB, либо от прикуривателя. Существуют также модели, работающие от аккумулятора.
Системы контроля давления в шинах
Некоторые машины оснащаются системой контроля давления в шинах, которая не измеряет давление напрямую. Скорее, она зависит от данных, поступающих от датчиков ABS, которые показывают скорость вращения каждого колеса. При снижении давления в шине изменяется ее диаметр, что приводит к небольшому изменению скорости вращения колес. Эти данные затем используются электроникой для сигнализации о проколе. Хотя это и полезно, но точное давление в шинах с помощью этой системы определить невозможно.
Измерение давления в шинах
В чем измеряется давление воздуха? В международных измерениях особой величиной является Паскаль (Pa). Она равна 1 Н/м2. Эта единица не используется автопроизводителями. Автопроизводители могут сами выбирать, в какой шкале измерять давление в шинах. Американские компании часто используют psi (фунт/дюйм2), а европейские и японские автопроизводители — бары (бар), что соответствует паскалю. 1 бар = 100 000 Па.
Давление в шинах зимой и летом
Термин «атмосфера» (АТ) не используется в измерительных приборах. Однако 1 атм очень похож на 1 бар, поэтому пересчет не требуется. Сложнее обстоит дело с американской системой. Если округлить в большую сторону, то 1 psi будет эквивалентен 1 бар / 14,5.
Итак, каким должно быть давление в шинах зимой и летом?
Оптимальное давление для каждой модели автомобиля
Оптимальное давление для каждой марки и модели автомобиля рассчитывается производителем на основе множества факторов. К ним относятся:
-
Распределение массы автомобиля.
-
Конструктивные особенности и настройки подвески.
-
Размер обычно устанавливаемых колес.
-
Несущая способность автомобиля.
Очень важно знать допустимые значения давления, поэтому они не только указаны в руководстве, но и продублированы на технологических табличках. Обычно их можно найти на водительской двери или на внутренней стороне лючка топливного бака.
Таблица давления в шинах
Таблица давления в шинах, выдаваемая заводом-изготовителем, включает в себя самые разнообразные данные. В ней учтены все вероятные штатные действия и особенности конфигураций шасси. Попробуем определить, сколько атмосфер должно быть накачано в колеса автомобиля, на конкретном примере показав желаемое давление в шинах. В левой колонке отображаются все размеры колес, которые подойдут для данной модели. Необходимо найти те, которые установлены на автомобиле в настоящее время. Первое число обозначает ширину, второе (через косую черту) — высоту профиля в процентах от ширины, а число после буквы «R» — посадочный диаметр шины в дюймах. Прежде чем обратиться ко второй и третьей колонкам, в которых указано рекомендуемое давление в шинах для передней и задней осей, рассмотрим, сколько человек обычно едет в автомобиле и сколько груза находится в багажнике. Если в автомобиле обычно находятся 1–2 человека и несколько небольших сумок, обратите внимание на пиктограмму с двумя схематичными фигурами. Если же путешествует вся семья или нужно загрузить много тяжелых предметов, то подойдут линии с четырьмя «человечками».
Таблица давления в шинах
В связи с этим примером мы получаем таблицу, давление в шинах необходимо выбирать в соответствии с ней. В случае зимних шин давление такое же, как и в летних, поэтому вопрос «каким давлением накачивать колеса автомобиля» не стоит, но чаще всего рекомендации все же варьируются в зависимости от размера диска и ширины шины. Как правило, для легкового автомобиля рекомендуемое давление не опускается ниже 2 бар и не превышает 2,8 бар.
Давление в шинах: от чего оно зависит?
Газ, содержащийся в шинах, обладает свойством расширяться или сжиматься в зависимости от температуры. Поэтому в холодную погоду давление в колесах снижается, а при потеплении — повышается. Кроме того, на температуру шин влияют скорость и стиль вождения. Поскольку шины и воздух в них нагреваются из-за трения о дорогу и деформации резины во время движения, давление, измеренное непосредственно после поездки, будет выше нормальных значений.
Измерение давления и температура
Наиболее надежно измерять давление в «холодных» шинах, когда автомобиль еще не ездил. Если температура внутри и снаружи автомобиля существенно не отличается, то следует сделать поправку на 0,2 бар к табличным значениям. Зимой шины необходимо подкачивать холодной ночью, если автомобиль припаркован в теплом месте. И наоборот, если летом в гараже холодно, то следует недокачать шины.
Накачивание шин
Для создания необходимого давления в колесах легкового автомобиля можно выбрать ножной или электрический компрессор. Первый вариант является наиболее простым и представляет собой устройство с «педалью» и встроенным аналоговым манометром. Менее популярным вариантом является ручной насос с поршнем, который приводится в действие нажатием на рукоятку двумя руками.
Накачивание шин механическим насосом
Чтобы успешно накачать колесо механическим насосом, необходимо выполнить следующие действия:
-
Открутите колпачок вентиля колеса.
-
Подсоедините штуцер насоса к вентилю.
-
Накачивайте воздух до тех пор, пока манометр не покажет нормальное давление колеса на аппарат.
-
Если при отсоединении насоса из шины выходит воздух, можно добавить еще немного воздуха.
Процедура прокачки колес
Шаг 1: Отсоедините насос
Отключите насос от источника питания.
Шаг 2: Закрепите колпачок ниппеля
Для обеспечения безопасности затяните колпачок на ниппеле.
Экономия времени при использовании электрических компрессоров
Процесс накачивания шин может быть длительным при использовании только насоса. Однако электрические компрессоры могут ускорить этот процесс. Мобильные устройства работают от 12-вольтовой сети автомобиля и, как правило, имеют два способа подключения к автомобилю: Зажимы «крокодил» на клеммах аккумулятора или штекер, вставляемый в гнездо прикуривателя.
Процесс по данному делу
-
Подключите компрессор к бортовой сети
-
Присоедините фитинг к ниппелю
-
Включите подачу воздуха
-
Выключите и отсоедините компрессор от сети, как только на дисплее появится «правильное» значение
Разница между механическими и электрическими насосами
Различие между механическими и электрическими насосами обычно заключается в фитингах. Первые обычно оснащены быстросъемными фитингами, которые нужно просто надеть на ниппель шины и повернуть рычаг. При этом ниппель сжимается, создавая герметичное уплотнение, а односторонний клапан ниппеля открывается и позволяет воздуху поступать в шину.
Прочность соединения с компрессором
Давление, создаваемое компрессором, будет значительно выше, поэтому такое соединение не считается прочным. У электрических насосов штуцеры обычно наматываются на ниппель, что дольше, но гораздо надежнее. Кроме того, автомобильный компрессор следует использовать только при работающем двигателе. Это связано с тем, что напряжение в электросистеме автомобиля будет выше, что позволит электронасосу работать лучше. Кроме того, при заглушенном двигателе вполне вероятно разряжение аккумулятора, так как компрессор потребляет много энергии.
Последствия вождения с недостаточным давлением в шинах
Шины — это связующее звено между автомобилем и дорогой. Их возможности в значительной степени зависят от уровня давления. Системы автомобиля рассчитаны на работу при определенном давлении в шинах, и если эти значения не соблюдаются, то это может сказаться на нормальной работе, управляемости и торможении.
Проверка давления в шинах
Следует помнить, что система «колесо-шина» не является герметичной. Воздух может постепенно просачиваться из ниппеля, по кромке колеса и даже через мелкие трещины в шине.
Поэтому рекомендуется проверять соответствующее давление перед каждой длительной поездкой и не реже одного раза в неделю в остальное время. При необходимости давление следует регулировать путем подкачки или спуска, как зимой, так и летом.
Если не следить за давлением в шинах, это приведет к неприятным последствиям
Если не следить за давлением в шинах, то это может привести к нежелательным последствиям. К ним относятся:
— Снижение скорости реакции при повороте руля. — Снижение устойчивости при движении. — Повышенный расход топлива. — Ускоренное изнашивание шины. — Возможность отрыва колеса в резком повороте из-за падения давления.
Высокий риск повреждения дисков Вероятность повреждения диска при погружении колеса в яму достаточно высока. Пониженное давление в шинах может быть полезно в условиях бездорожья, особенно на рыхлых и мягких поверхностях — в песке, снегу, грязи. В этом случае шина с пониженным давлением имеет возможность «обхватывать» неровности и не «втягиваться» в неустойчивый грунт.
Отрицательные эффекты накачанных колес:
-
Неудобство во время езды
-
Увеличение тормозного пути
-
Снижение сцепных свойств шин
-
Дополнительная нагрузка на компоненты подвески, что снижает их ресурс.
Несмотря на это, исключения всегда присутствуют.
Давление в шинах: Обязательно знать
Поддержание правильного давления в шинах является залогом безопасной и плавной езды. Очевидным признаком неправильного давления в шинах является неравномерный износ протектора. Если шины перекачаны, то центральная часть протектора изнашивается быстрее. С другой стороны, в шинах с недостаточным давлением износ будет наблюдаться с внешней и внутренней стороны.
Измерение давления в шинах
Для правильного измерения необходим манометр. Большинство автомобильных манометров отображают значение в барах или psi (фунтах на квадратный дюйм).
Давление в шинах легковых автомобилей
Уровень давления в шинах автомобиля для каждого транспортного средства индивидуален. Оно может варьироваться в зависимости от размера шин, массы автомобиля и манеры вождения. В руководстве по эксплуатации и в самом автомобиле должно быть указано, какое давление необходимо использовать. Чтобы узнать, сколько нужно накачивать колеса, рядом с входом или на люке бензобака должна быть табличка. В зависимости от типа используемых колес давление в шинах зимой и летом может быть разным.
Давление в шинах в зимний период
В жаркую погоду зимние шины следует накачивать сильнее. Важно регулярно проверять и регулировать давление в шинах. В противном случае автомобиль будет не таким маневренным, а шины будут быстрее изнашиваться.