Что такое гидрокомпенсаторы и почему они стучат

Гидрокомпенсаторы (они же «гидрики») — это разновидность двигателей внутреннего сгорания, которые впервые были применены в 1930-х годах. Их популярность начала расти лишь спустя несколько десятилетий, во многом благодаря развитию японской автомобильной промышленности. Их включение в газораспределительный механизм (ГРМ) несколько усложнило двигатель, но в то же время значительно упростило его обслуживание.

Гидрокомпенсаторы

Гидрокомпенсатор — это устройство в двигателе внутреннего сгорания, которое регулирует степень тепловой устойчивости клапана двигателя. До этого его приходилось периодически регулировать вручную. Благодаря гидрокомпенсатору необходимость в этом отпала, так как он делает это автономно.

Зачем нужен гидрокомпенсатор?

В четырехтактном двигателе внутреннего сгорания имеются впускные и выпускные клапаны, в которые поступает топливно-воздушная смесь и отработавшие газы. Управление ими осуществляется распределительным валом, который имеет специальные кулачки, прижимающие клапаны внутри цилиндра в нужное время. Между распределительным валом и деталью, открывающей клапан, существует зазор — он называется «тепловым», и его назначение — компенсировать линейный рост металлов за счет нагрева при работе двигателя. Как правило, размер зазора задается производителем — он исчисляется десятыми долями миллиметра, что делает его невозможным для наблюдения невооруженным глазом.

Преимущества гидравлических компенсаторов

Гидравлический компенсатор — полезный инструмент при обслуживании двигателя, поскольку он исключает необходимость ручной регулировки. Это связано с тем, что он позволяет автоматически регулировать зазор между клапаном и камерой сгорания. Если зазор слишком мал, то клапан не сможет плотно закрыть камеру, а если слишком велик, то клапан будет открываться с опозданием или частично, что уменьшит пропускную способность цилиндра для топливно-воздушной смеси. Таким образом, гидрокомпенсатор выгоден тем, что обеспечивает простоту обслуживания двигателя.

Снижение шума и увеличение срока службы двигателей внутреннего сгорания

Конструкция гидрокомпенсаторов обычно одинакова. Однако их расположение зависит от типа двигателя:

  • Двигатели SOHC с одним распределительным валом — в гнездах коромысел клапанов
  • Двигатели DOHC с двумя распределительными валами — в гнездах головки блока цилиндров

Применение гидрокомпенсаторов дает ряд преимуществ:

  1. Снижение шума при работе двигателя

  2. Автоматическая регулировка зазора вследствие естественного износа деталей

  3. Увеличение срока службы всего агрегата

Гидрокомпенсатор

Гидрокомпенсатор (сокращенно «гидро») представляет собой небольшой гидроцилиндр, состоящий из плунжера, втулок плунжера, пружин плунжерного клапана, шара (плунжерного клапана) и масляных каналов. Плунжер является основным компонентом гидроцилиндра. Масло поступает в пространство под клапаном, и при его заполнении клапан закрывается под действием давления пружины.

Взаимодействие кулачка распределительного вала и гидрокомпенсатора

При соприкосновении кулачка распределительного вала и рабочей поверхности гидрокомпенсатора создается давление, запирающее клапан. Таким образом, усилие от кулачка распределительного вала передается на гидрокомпенсатор, побуждая его открыть клапан. При работе двигателя количество масла, необходимое для заполнения плунжера, колеблется, что позволяет регулировать температурный зазор.

Причины стука гидрокомпенсатора

Иногда работа гидрокомпенсатора может сопровождаться стуком, напоминающим стрекот. Однако появление постороннего шума не всегда означает неисправность гидротолкателя.

Причины стука на холодную

  1. Засорение каналов гидрокомпенсатора. После прогрева масло становится более текучим и лучше проходит по каналам, поэтому через некоторое время шум может исчезнуть.

Использование неподходящей смазки

Использование более густой смазки, чем рекомендует поставщик, может привести к износу клапана гидрокомпенсатора, что приведет к вытеканию масла из шарового устройства.

Причины стука на горячую

  1. Неочищенное или низкосортное масло. Проблема обычно исчезает, если вместо старой смазки залить новое масло;

  2. Неисправность масляного насоса и, соответственно, падение давления во всей системе смазки.

Избыточное или недостаточное количество масла в картере; износ и/или неисправность гидрокомпенсатора

Как оценить состояние гидрокомпенсатора:

Звук неисправного гидрокомпенсатора обычно пронзительный, похожий на стрекот, и слышен из верхней части двигателя, под клапанной крышкой. Внутри автомобиля его может быть не слышно, особенно если он имеет хорошую звукоизоляцию.

Громкие звуки могут указывать на низкий уровень масла

Регулярное нарастание звука — от шепота до громкого стука — может свидетельствовать о низком уровне масла. Если резкий стрекот возникает внезапно, рекомендуется проверить уровень масла. Он может быть слишком низким, и первыми на это отреагируют гидрокомпенсаторы.

Кроме того, рекомендуется осмотреть поддон двигателя. Возможно, при езде по бездорожью в картере образовалась вмятина, которая приводит к нарушению работы маслоприемника.

Стук гидрокомпенсаторов

Если шум появляется сразу после замены масла, то, скорее всего, вместо качественной смазки была использована низкокачественная. Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы?

В первую очередь необходимо произвести регулярную замену масла и фильтра. Если это не помогло, возможно, потребуется замена гидрокомпенсаторов. В тех случаях, когда масло не менялось в течение длительного времени, может потребоваться замена масляного насоса или очистка магистралей двигателя.

Появление стука

Если при запуске двигателя из клапанной крышки доносится легкий стук, можно некоторое время поездить на автомобиле. Однако не стоит ждать слишком долго до посещения автосервиса. Неисправность гидрокомпенсатора может привести к повреждению газораспределительного механизма или головки блока цилиндров.

Предотвращение повреждений

Лучший способ избежать проблем — как можно скорее провести проверку и обслуживание гидрокомпенсатора.

Как продлить срок службы гидрокомпенсаторов

Для поддержания гидрокомпенсаторов в хорошем состоянии необходимо соблюдать специальные инструкции производителя по замене масла. Обычно это необходимо делать раз в год, но если автомобиль отправляется в длительное путешествие или подвергается большим нагрузкам, то интервал может быть сокращен.

Нет необходимости регулярно заменять гидрокомпенсаторы. При правильной эксплуатации эти детали могут прослужить до 200 тыс. км.

Автомобили