В ноябре 2022 года на заводе, ранее принадлежавшем компании Renault в Москве, началось производство автомобилей «Москвич». Первой новой моделью, вышедшей с этого завода, стал кроссовер «Москвич-3». Продажи этого автомобиля начнутся в декабре 2022 года.
Завод «КИМ»: Массовый автомобильный проект
Завод KIM Factory был создан как массовый автомобильный проект.
Создание советско-американского автозавода в 1929 году
В 1929 году Советский Союз и американская компания Ford Motor Company заключили соглашение о строительстве автосборочного завода в Нижнем Новгороде. До его полноценного запуска было создано два отдельных автосборочных завода в Москве и Нижнем Новгороде для сборки грузовых автомобилей из комплектующих. Основной завод располагался на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект). В 1930-е годы на заводе собирались легковые автомобили ГАЗ-А и грузовики ГАЗ-АА, сначала из американских, а затем из советских комплектующих.
Вывод из эксплуатации завода КИМ
В 1939 году завод был выведен из состава ГАС и переименован в «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ). Для этого был разработан субкомпактный автомобиль КИМ-10 с цельнометаллическим полусамонесущим кузовом на базе американского автомобиля Ford Prefect. Всего до начала войны было создано около 300 автомобилей, а начало серийного производства было запланировано на 1 августа 1941 года.
Эвакуация завода КИМ и возникновение ЗМА
Вскоре после начала Великой Отечественной войны завод КИМ был переведен в Свердловск, где началось производство легких танков Т-60 и Т-70. В мае 1945 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о создании на базе КИМа автомобильного завода по выпуску малолитражных автомобилей. Предприятию было присвоено название ЗМА (позднее МЗМА).
Большая идея Сталина
Сначала предполагалось, что там будет производиться КИМ-10. Но в августе 1945 г., как считается, по личному указанию И. В. Сталина вместо него был выпущен дубликат немецкого автомобиля Opel Kadett K38 (1937–1940 гг.).
Некоторые исследователи считают, что документы и оборудование для производства этого автомобиля были вывезены с захваченных немецких территорий. Другие утверждают, что автомобиль был разработан «с нуля» с использованием имеющихся моделей и инструментов.
«Москвич-400» — первый массовый автомобиль для личного пользования в СССР
В 1946 году была запущена в производство копия «Кадета» — «Москвич-400». Этот пятиместный, переднемоторный, заднеприводный седан оснащался четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 л. с. Впоследствии на базе первого «Москвича» были созданы также кабриолет, фургон и пикап. Затем, в 1954 году, был выпущен «Москвич-401», оснащенный более мощным 26-сильным двигателем. Всего было выпущено около 234 тыс. этих «Москвичей» первого поколения. Это были самые первые массовые автомобили, доступные для личного пользования в СССР.
Второе и третье поколения
В период с 1956 по 1965 гг. на заводе МЗМА выпускалось второе поколение «Москвичей», включавшее модели 402, 403, 407 и родственные им. По конструкции они мало чем отличались от первого поколения, но имели кузов понтонного типа и по форме напоминали более роскошный автомобиль ГАЗ-21 «Волга». Общий объем производства составил более 553 тыс. единиц.
Историческое участие российских автомобилей в международных ралли
В 1964–1988 гг. выпускалось третье поколение отечественных автомобилей — «Москвич-407», «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140» и их производные — с более современным дизайном. Именно тогда предприятие получило название «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). Первоначально «Москвич-412» выпускался в 1967 году Ижевским автомобильным заводом (предприятие Министерства обороны СССР) и впоследствии был известен как «Иж» в качестве отдельной марки. Кроме того, советские машинокомплекты собирались также в Болгарии (на заводе «Балкан» в г. Ловеч) и Бельгии (на совместном предприятии «Скальдия — Волга» в Брюсселе). В отдельные годы на экспорт отправлялось более половины советского выпуска «Москвичей». Всего было выпущено 3,2 млн. экземпляров третьего поколения.
Четвертое поколение, конец компании
В 1986 году АЗЛК (позднее ОАО «Москвич») выпустил переднеприводный автомобиль «Москвич-2141» с кузовом хэтчбек. За рубежом он продавался под названием Aleko. Первоначально он оснащался устаревшим двигателем Волжского автомобильного завода. В начале 90-х годов сократилось государственное финансирование, что привело к снижению объемов производства. Модернизация серий («Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор») и установка более мощных двигателей Renault, которые после дефолта 1998 года оказались слишком дорогими, не помогли.
Производство «Москвичей» возобновляется
16 мая 2022 г. мэр Сергей Собянин объявил, что московский автомобильный завод Renault переходит в собственность города и на нем возобновляется производство автомобилей исторической марки «Москвич». Основным технологическим партнером стал КАМАЗ. 23 ноября 2022 года началась крупноузловая сборка автомобилей. Задача — к концу года выпустить 600 автомобилей (400 из них — электромобили). В 2024 году в дополнение к крупноузловой сборке начнется мелкоузловая. Из материалов, представленных на заводе, следует, что в 2024 году начнется использование аккумуляторов собственного производства, а в 2025 году москвичи получат собственный электродвигатель, аккумулятор и бортовое зарядное устройство московского производства.