Топливные фильтры необходимы для того, чтобы топливо в автомобиле было чистым. Даже на самых лучших заправочных станциях не бывает абсолютно чистого топлива. Оно может быть относительно чистым на нефтеперерабатывающем заводе, но в процессе перекачки, хранения и транспортировки на станцию в него могут попасть частицы грязи, резины, металла и ржавчины.
Топливный фильтр предназначен для улавливания этих частиц, которые в противном случае могут засорить топливные форсунки и повредить двигатель. Важно регулярно менять фильтр, чтобы топливо в автомобиле оставалось чистым.
Предотвращение загрязнения топливной системы
Если вы приобретаете топливо из сомнительного источника, ситуация становится еще более опасной. Оно может находиться в любых емкостях — канистрах, бочках, ведрах,— и все это может содержать загрязняющие вещества. Для того чтобы в двигатель поступало только качественное топливо, автомобили оснащаются двумя топливными фильтрами.
Грубая фильтрация
Сетка, как правило, тонкого плетения, предотвращает попадание крупных частиц в топливный насос. Дальнейшая фильтрация с помощью более тонкого фильтра обеспечивает безопасность более чувствительных компонентов, таких как:
- Топливный насос — с постоянной силой проталкивает топливо из бака к форсункам.
- Топливные форсунки — распределяют топливо в камере сгорания. Фильтр создан для улавливания мельчайших частиц, а также остатков износа топливного насоса, поступающего из бензобака.
Очистка топливного фильтра
Топливный фильтр можно в значительной степени очистить с помощью фильтра тонкой очистки. Фильтрующий элемент находится внутри алюминиевого корпуса. На корпусе имеется стрелка, указывающая направление потока топлива. Это обычно встречается на инжекторных двигателях.
Можно ли ездить без топливного фильтра?
Топливные фильтры грубой и тонкой очистки есть даже в самых простых автомобилях с карбюраторным двигателем. Не иметь его можно только в двух случаях.
Проблемы установки сетки топливного насоса
К сожалению, нередки случаи, когда автомеханики не обращают внимания на установку или крепление сетки топливного насоса. В процессе ремонта или диагностики топливной системы поток топлива может пойти в обход фильтра. Подобная ситуация может возникнуть, например, при очистке топливных форсунок, когда нагнетатель установлен под капотом и подключен прямо к топливной рампе. Топливный насос должен быть выключен, пока в нагнетатель заливается специальная жидкость для очистки топливной системы, а двигатель работает на ней. Механику важно соблюдать предельную осторожность при обращении с топливной аппаратурой, чтобы обеспечить ее чистоту.
Опасности, связанные с отсутствием фильтра
Без фильтра работа машины может быть нарушена как в результате кустарного ремонта, так и из-за несоблюдения чистоты на рабочем месте. Без фильтра грубой очистки система не пострадает, но фильтр тонкой очистки быстро засорится. Топливный насос может выйти из строя, если в него попадет крупная песчинка, и даже если частицы не очень большие, насос не остановится, но будет работать с усилием и перемалывать все, что находится в топливном баке — песок, грязь, ржавчину.
Влияние плохой фильтрации топлива
Отсутствие эффективного фильтра приводит к тяжелым последствиям: перестают работать дорогостоящие топливные компоненты, такие как топливные насосы и форсунки. Внутри насоса высокого давления поршень и гильза работают совместно; если в это пространство попадет крупная частица, то насос будет серьезно поврежден, что приведет к его неэффективной работе.
На конце топливной форсунки находится распылитель, имеющий мельчайшие отверстия. Чем они меньше и точнее, тем лучше топливо смешивается с воздухом, в результате чего двигатель становится более мощным и экономичным.
Возьмем, к примеру, дизельный двигатель КАМАЗ: его распылители имеют четыре отверстия размером 0,2–0,3 мм. Любая песчинка может легко перекрыть одно или несколько из этих отверстий, что приведет к сбоям в работе двигателя и увеличению расхода топлива.
Расположение топливного фильтра
Топливный фильтр без корпуса состоит из бумажной гармошки, намотанной на цилиндр. Конструкции могут быть различными. Картридж может иметь уплотнительные кольца в верхней части и крошечную рамку в нижней части для сбора воды. В качестве альтернативы картридж может иметь трубки или каналы, позволяющие извлекать воду из корпуса без полной разборки.
Корпус топливной системы
В данном случае речь идет о корпусе топливной системы — отдельной емкости со съемной крышкой. Он может иметь выход для слива воды, попавшей на корпус или крышку. Обратите внимание на качество упаковки — она должна быть не просто картонной коробкой, а герметичным пакетом или пленкой для защиты от влаги. В качестве примера можно привести топливный фильтр от нового Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем. Он имеет дополнительную трубку, предназначенную для отвода воды, которая скапливается в нижней части корпуса. Фото: Henadzi Kilent / Shutterstock.
Расположение корпусного фильтра
Корпус фильтра в большинстве случаев располагается в нижней части и изготавливается из алюминия — наиболее устойчивого к коррозии материала. Также он может быть выполнен из пластика. Внутри корпуса находится цилиндрическая гармошка, изготовленная из фильтровальной бумаги.
Фильтры для карбюраторов
В карбюраторах давление топлива низкое, что обусловливает небольшой, тонкий, прозрачный пластиковый корпус. Контролировать состояние фильтра очень просто, так как загрязнения легко определяются на картридже. Если загрязнение значительное, то фильтр необходимо заменить.
Разнообразный текст
Инжекторы требуют большего давления, но при этом обеспечивают тот же уровень очистки топлива. Корпус обычно изготавливается из алюминия, и иногда на нем указывается рабочее давление. Если это так, то это означает, что внутри находится редукционный клапан. Они имеют три точки присоединения: впуск, выпуск и «возврат» (для передачи излишков топлива обратно в бак).
Для дизельных двигателей фильтры чаще всего имеют вертикальную форму и изготавливаются либо из алюминия, либо из толстостенного непрозрачного пластика. Они имеют четыре штуцера: вход, выход, возврат из топливной рампы и еще один возврат в бак. В конструкции может быть предусмотрен штуцер для слива воды или датчик воды в фильтре.
Фильтры без датчиков или фитингов
Иногда фильтры не комплектуются датчиком или разъемом. В этом случае пользователь должен взять датчик из старого фильтра. Давление, на которое он настроен, обычно указывается на корпусе фильтра. Топливный насос обычно работает под высоким давлением, обеспечивая бесперебойную подачу топлива. Редукционный клапан снижает это давление и направляет часть топлива обратно в бак.
Фильтр Внешний вид
Внешне эти два фильтра могут выглядеть одинаково, но необходимо учитывать рабочее давление в топливной системе. Для атмосферных двигателей это давление составляет 4 бар, а в баке находится один топливный насос. В турбодвигателях с непосредственным впрыском давление составляет 6,6 бар для обеспечения питания топливного насоса. Затем оно увеличивается до 40–60 бар. В зависимости от двигателя давление может быть указано на корпусе фильтра как 4,5 или 3,8 бар.
Замена необслуживаемых топливных фильтров
Замена необслуживаемого топливного фильтра в корпусе топливного насоса в баке может оказаться непростой задачей. Согласно регламенту, эта работа не поддерживается, поэтому может оказаться дорогостоящей. Кроме того, может быть трудно найти фильтр в качестве запасной части — в каталоге будет указан узел с фильтром.
Фольксваген Туарег Бензин Топливный фильтр
Корпус топливного фильтра бензинового Volkswagen Tuareg находится над топливным насосом и приобретается отдельно. Но, к сожалению, регламента его замены пока не существует. Чтобы правильно подобрать фильтр, важно учитывать VIN-код автомобиля. В противном случае двигатель будет работать неэффективно и может что-то сломаться.
Неправильный выбор фильтра
При неправильном выборе топливного фильтра, например, при установке фильтра атмосферного двигателя с давлением 4 бар на двигатель с турбонаддувом с давлением 6,6 бар, топливо будет поступать с перебоями. На холостом ходу двигатель будет работать ровно, но под нагрузкой произойдет осечка, а давление окажется недостаточным. Блок управления двигателем попытается отрегулировать топливно-воздушную смесь в некотором диапазоне оборотов, но не сможет справиться с разгоном.
Безопасно ли использовать неоригинальные топливные фильтры?
При выборе топливного фильтра для двигателя с минимальной мощностью лучше выбирать фильтр низкого давления. В противном случае можно получить переобогащенную смесь, что может привести к детонации. Если ЭБУ не обнаружит эту проблему, то двигатель получит серьезные повреждения, которые могут потребовать капитального ремонта.
К сожалению, оригинальные топливные фильтры часто бывают дорогими или недоступными. Но не стоит беспокоиться, обычно существуют надежные, проверенные аналоги. Достаточно обратиться за консультацией к специалисту СТО, чтобы подобрать подходящий вариант.
Не продешевите
Выбирая фильтр, постарайтесь не прогадать. К сожалению, у одного китайского бренда есть проблема с редукционным клапаном, из-за которой из топливного насоса раздается ужасный свист через каждый десятый фильтр. Неизвестно, сможет ли эта деталь выдержать заданное давление, но покупатели быстро возвращают их, когда сталкиваются с этой проблемой. Мало того, что это неприятный опыт, так еще и машину не могут отбуксировать — добираются обратно своим ходом.
Когда менять топливный фильтр
Владельцы автомобилей Volkswagen Polo Sedan должны заменять топливный фильтр раз в два года или через каждые 30 тыс. км пробега, как того требует производитель. Фильтр расположен в нижней части автомобиля, рядом с топливным баком, и к нему легко добраться. Однако у Kia Rio фильтр находится внутри корпуса топливного насоса, расположенного в баке. Замена этого фильтра требует снятия и разборки топливного насоса и должна производиться через каждые 60 тыс. км пробега.
Дизельные двигатели коммерческих автомобилей
Правила обслуживания дизельных двигателей коммерческого транспорта могут отличаться от правил обслуживания легковых автомобилей. Например, на дизельной модели Volkswagen Transporter T6 топливный фильтр заменяется один раз в два года, но это означает лишь один раз в 40 000 км. В руководстве, прилагаемом к автомобилю, должна быть указана периодичность замены топливного фильтра. Если на вашем автомобиле установлен фильтр, не подлежащий контролю, и производитель ничего не говорит о правилах его замены, необходимо следить за техническими характеристиками автомобиля и работой двигателя. Если в топливном фильтре накапливается грязь, становятся заметны определенные признаки.
Поиск и устранение неисправностей двигателя
Двигатель может вздрагивать, а иногда и глохнуть. Если автомобиль долго стоит на стоянке, его также трудно завести. На дороге может не хватать мощности для преодоления подъемов или перевозки тяжелых грузов, двигатель может трястись и расходовать больше топлива. Целесообразно пройти диагностику в автосервисе, но первое, что вам предложат,— это заменить топливный фильтр. Это базовое решение, которое может решить проблему, а если нет, то может потребоваться дальнейшая диагностика.
Не пренебрегайте топливным фильтром
Необходимо помнить о важности топливного фильтра. Не откладывайте замену топливного фильтра. Соблюдайте предписания или меняйте его чуть чаще, если вам приходится заправляться в непроверенных местах. Если вы пытаетесь заменить его самостоятельно, будьте готовы к загрязнению и возможным осложнениям из-за загрязнения или загнивания.
Понимание стоимости замены автомобильного фильтра
Если вам необходимо заменить фильтр в автомобиле, важно знать, во сколько это обойдется. Стоимость услуг на станциях технического обслуживания может существенно различаться, поэтому проведите исследование и сравните цены. Также следует помнить, что стоимость инструмента для замены фильтра, изготовленного своими руками, может быть гораздо выше, чем стоимость профессиональной установки. Как правило, фильтр необходимо менять каждые два года.
Остерегайтесь дешевых фильтров.
Заманчиво купить самый дешевый вариант, но в дальнейшем это может обернуться для вас неприятностями. Проблемы могут проявиться не сразу, но если в момент возникновения неисправности вы окажетесь далеко от дома, то, возможно, придется вызывать эвакуатор, и расходы могут возрасти.
Комментарии закрыты.